Симоне прибыл на поезде в 14:00. Филиппо отправился на вокзал, чтобы встретить его — перед тем, как встретиться с журналистами La Gazzetta dello Sport, они решили пообедать вдвоем, совсем как в старые времена. Братья Индзаги стали великими, но не изменились — они неразлучны, как в детстве, когда Пиппо отказывался играть, если в команду не брали его младшего брата. Они завершили карьеру и стали тренерами, но о них по-прежнему говорят. Симоне с Лацио недавно выиграл Кубок Италии среди Примавер, Милан Пиппо завоевал Кубок Вьяреджо. 

На протяжении двух часов они рассказывают о том, как делают первые тренерские шаги в окружении молодых талантов. "Мы хотим передать им наши ценности, — объясняет Филиппо. — Нынешнюю молодежь необходимо воспитывать. Они не так уважают тренера, как это было двадцать лет назад. Нам с Симоне повезло, в Милане и Лацио прекрасная основа подготовки молодых игроков. Они выступают вместе с самого начала. Я уверен, что клубам необходимо тратит больше на развитие своих академий и школ, находить хороших преподавателей". "Да, — добавляет Симоне. — Тогда бы не случались такие ситуации, как с Икарди, который хамит Маццарри после замены".

- Чемпионат Примавер помогает молодым игрокам?

Филиппо: — Это сложный турнир. В нынешнем сезоне мы, к тому же, играли в молодежной Лиге чемпионов — невероятный опыт. Нашими соперниками были самые сильные команды Европы: Аякс, Барселона, Челси.

- Сложно понять, готов ли футболист играть в Серии А?

Симоне: — В прошлом году Бальде Кейта уже выделялся на фоне остальных. У всех свой путь. Кто-то сразу попадает в большую команду. А мы с Пиппо, к примеру, шли к вершине ступень за ступенью, начинали с низов.

- Кто из вас казался более готовым к тому, чтобы стать тренером?

С: — Моя заслуга в том, что я убедил Филиппо завершить карьеру. К тому моменту я уже тренировал два года. Я знал, что он хочет еще играть, за сезон он мог бы забить десяток голов, но это ничего бы не изменило. Я посоветовал ему принять предложение Милана: "Сложно описать словами, как многому тебя научат эти ребята".

Ф: — Симоне сыграл важнейшую роль. Он сказал мне: "Первые месяцы будут непростыми, но затем ты увидишь, что эта работа приносит тебе удовольствие". Мой брат готовился стать алленаторе, еще когда играл. Однажды кто-то мне сказал: "Футболисты спят, тренеры — нет". Я сам в этом убедился. Мы стараемся научить наших парней ни о чем не жалеть — если ты хорошо тренируешься, значит, тебя не будет мучить совесть. Я могу провести идеальную подготовку к матчу, но все зависит не от меня. Нельзя быть уверенным в других людях так же, как ты уверен в себе.

- Филиппо, у тебя в команде есть ребята, которые одержимы футболом так же, как ты?

- Да. На турнире Вьяреджо мы не были самой сильной командой, но показали свой характер. Наша цель — выжать максимум из собственного потенциала.

- Каких тренеров вы считаете своими примерами для подражания?

С: — Манчини, Эрикссона, Матерацци. При Джузеппе я дебютировал за Пьяченцу, я многим обязан этому алленаторе. Эрикссон предоставлял игрокам много свободы, с ним мы выиграли скудетто.

Ф: — Челла, он тренировал меня в молодежке, это был очень важный период. В 18-19 я познакомился с Каньи — не человек, а молоток. Он был очень жестким в общении, мне это пошло на пользу. Мутти, Мондонико, Анчелотти, который завершил круг. Мы провели вместе много лет, выиграли немало трофеев. Хочу поделиться воспоминанием о той команде. Мы только что выиграли Лигу чемпионов, а уже думали о Суперкубке Европы. Выиграли Суперкубок и сразу переключались на клубный чемпионат мира. Сейчас мне кажется, что это было полное сумасшествие. Мы не наслаждались победами, всегда хотели выигрывать еще и еще. Есть разница между высокомерием и амбициями — высокомерным в футболе быть нельзя, а без амбиций ты ничего не добьешься.

- Расскажите о своей тактической схеме.

С: — 4-3-3, как у Диего Симеоне. Я играл с ним в Лацио и уже тогда видел, что он станет тренером. Я всегда ему говорил, что он добьется успеха. Атлетико — не такая классная команда, как Реал или Барселона, но тренер позволяет ей сражаться с ними на равных. Его персона важнее схем и тактики. Что касается меня, то все три сезона я использую 4-3-3, лишь иногда 4-3-1-2.

Ф: — Тренер должен уметь выбирать схему, исходя из тех игроков, которые есть у него в команде. В прошлом году мы играли с треквартистой, потому у нас был способный парень на эту позицию. Но я тоже предпочитаю 4-3-3. Мне нравится футбол Гвардиолы, когда на поле есть вингеры — такие, как Роббен и Рибери. Но идеи Анчелотти мне также близки.

- Вы против игры в три защитника?

С: — У Ювентуса это выходит неплохо, но в Европе такую схему никто не использует.

Ф: — На самом деле, Рома часто играет с тремя центрбеками, когда Де Росси опускается в защиту, а фланговые беки идут вперед.

- Филиппо, Галлиани также оказал влияние на твой выбор в пользу карьеры тренера?

- Если бы Галлиани не предложил мне возглавить команду Алльеви, я бы продолжил играть. У меня хорошие отношения с ним, с Берлускони, с Барбарой. Когда я с Ювентусом приезжал в Милан, то президент всегда мне говорил: "Переходи к нам". Я рад, что меня ценят.

- Ты не жалеешь, что в январе отказался от предложения Сассуоло?

- Я благодарен Сассуоло, но Галлиани и Берлускони сказали, чтобы я остался. Я обязан им, потому не стал спорить. Возможно, если бы решал я, то все сложилось по-другому.

- Симоне, твоя история тоже связана с одним клубом — Лацио. В июне ты решил остаться в Риме, хотя ходили разные слухи.

- Четыре года назад Лотито и Таре посоветовали мне начать тренировать. Я очень старался — чтобы принять Примаверу, необходимо было сначала поработать с Алльеви Реджонали. Мы проиграли всего один матч за три с половиной года... Три года назад Лотито предлагал мне пойти в Салернитану, но я посчитал, что не готов. Прошлым летом было два предложения — на этот раз против был сам президент. Я остался, в январе возглавил Примаверу и сразу же выиграл Кубок Италии, который команда не брала 35 лет. На дерби пришло пять-шесть тысяч человек, мы привлекаем внимание. Я очень доволен тем, как все складывается.

- Почему в других чемпионатах воспитанникам клубов проще попасть в первую команду?

С: — Клубы больше средств вкладывают в развитие молодежного сектора, структура там на высоте. Например, у Челси 30 тренировочных полей. У Шальке просто сумасшедшие условия для молодежи.

Ф: — К тому же, на них оказывается меньше давления. В Аяксе доверяют юным футболистам — они постоянно играют. Мне повезло, что в моей карьере я всегда шел вперед, не возвращаясь назад.

- За рубежом молодежные команды, как правило, используют ту же тактику, что и взрослые. В Италии такая практика распространена?

Ф: — Мы должны использовать четырех защитников. При Аллегри Милан играл 4-3-3 и мы тоже были обязаны действовать с тремя футболистами в центре поля. Что касается атаки, то требований нет.

С: — Мне не ставят жесткие рамки — я сам предпочитаю четырех защитников. Мы больше внимания уделяем методике тренировок — необходимо готовить молодежь к первой команде.

- Вы уже сталкивались как тренеры на молодежном уровне. Когда битва братьев Индзаги случится в Серии А?

Ф: — Надеюсь, через три-четыре года...

С: — Пиппо окажется в Серии А, раньше чем я.

- Вы чувствуете себя готовыми перейти на новый уровень и работать с профессиональными футболистами?

С: — Важно начинать с малого, можно учиться на своих ошибках. Прошлым летом я мог уйти, но в Лацио меня ценят, и я не жалею, что остался. Хочу завершить сезон как можно лучше, а там будет видно.

Ф: — Нужно всегда думать о будущем. Работа с молодежью — хорошее испытание способностей. Я стал куда более самокритичен, став тренером. Всегда осознаю ошибки, которые допускаю.

- То есть, если тебя позовет Дзампарини, как это было с Гаттузо, ты ответишь отказом?

Ф: — Гаттузо правильно сделал, что пошел в Палермо. Я бы поступил так же. Как можно отказываться от такой возможности? Вспомните Ливерани, Монтеллу — они начали сразу с Серии А. Я не знаю, лучше ли это, но мы с Симоне довольны тем, как складывается наш путь — мы уже прошли его точно так же, когда играли. Но если ты амбициозен, то всегда должен чувствовать, что готов идти дальше.

С: — На месте Гаттузо я бы тоже согласился. Но я доволен тем, что делаю.

- Взрослые футболисты не будут видеть в вас кумиров, как молодые игроки, к тому же, могут поставить под сомнение ваш авторитет. Вы уже думали, как действовать в таких ситуациях?

Ф: — Опыт работы с нашими тренерами может помочь. Мы должны быть сами собой. Я прекрасно помню, что меня раздражало в тренерах, когда я играл — буду пытаться не вести себя подобным образом.

- В ваших командах жесткая дисциплина?

Ф: — Я контролирую все детали. Слежу за диетой, не позволяю больше часа проводить за компьютером. Школа очень важна — кто не ведет себя хорошо, тот не играет. Часто случается, что самые старательные ученики оказываются лучшими и на поле. Мы постоянно работаем с мячом, ведь главное — это база. Сейчас уже не те времена, когда все постоянно играли на улицах.

С: — Я стараюсь наладить дисциплину. Некоторые ребята из Примаверы живут на базе, иногда я завтракаю с ними. Важно, чтобы они правильно питались.

- Случается, что ваши подопечные спрашивают у вас совета, когда речь идет не о футболе?

С: — Конечно, мы говорим обо всем по чуть-чуть. У меня два сына, одному 13 лет — я знаю, как вести себя с подростками. Он доверяют мне, делятся секретами. Три года назад парень из Алльеви умер в автокатастрофе — это был очень сложный момент. Многие были шокированы, мне пришлось на какое-то время стать психологом, а не тренером.

- Симоне, твой старший сын играет в футбол?

- Томмазо выступает за ФК Рома. У него хорошая физика, как футболист он больше напоминает Филиппо, чем меня. Лоренцо всего год, он любит помахать ногами — будет хорошим фланговым защитником.

- Как управлять таким игроком, как Балотелли?

С: — Прежде всего, не пускать его общаться с журналистами после матча...

Ф: — Балотелли — достояние Милана и сборной Италии. Необходимо быть внимательными с ним и защищать его.

- У вас в командах есть ребята, которых вы видите в Серии А?

С: — Крекко, Минала и Кейта уже дебютировал за Лацио. Думаю, следующими будут Ломбарди, Филиппини и Поллаче.

- Вы уже готовитесь к встрече в финальном турнире чемпионата Примавер?

Ф: — Победа на Кубке Вьяреджо принесла огромную радость, Милан не выигрывал его десять лет. Было бы здорово попасть в финал. Команда Симоне точно там сыграет, я надеюсь, что и мы пробьемся. В субботу необходимо обыграть Аталанту с разницей в два гола.

С: — Пиппо выиграет 3:1 и попадет в финал, где мы можем встретиться уже в первом раунде.

Ф: — До сих пор между собой мы играли всего один раз. Я победил...

- Последний вопрос. Самая большая радость в вашей карьере и пример для подражания в мире футбола?

Ф: — Радость?... Вечер в Афинах, когда я сделал дубль в финале Лиги чемпионов, и три финала, в которых мы играли в том сезоне. Ездить по городу на автобусе  незабываемо. Примеров у меня много, сложно кого-то выбрать.

С: — Конечно, я вспомню скудетто и четыре гола в матче Лиги чемпионов против Марселя — никому из итальянцев подобное не удавалось. А примером для меня всегда был Пиппо — я видел его достижения и стремился тоже чего-то добиться. Мы вместе играли в сборной — так сбылась наша мечта.

Интервью Фабиана Делла Валле, La Gazzetta dello Sport

Перевод и адаптация Юрия Шевченко, Football.ua